Портфолио как средство диагностики образованности
Одним из основных средств, направленных на реализацию самоопределения школьника, является развивающаяся психологическая диагностика.
Такая диагностика предполагает использование комплекса психологических методик, обеспечивающих, во – первых, возможность получения каждым учащимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия той или иной профессии (диагностические методические процедуры); и, во – вторых, возможность развития этих психологических качеств (развивающие методические процедуры в виде
В методических рекомендациях по организации и осуществлению предпрофильной подготовки школьников, подготовленных сотрудниками центра социально – профессионального самоопределения молодёжи С.Н.Чистяковой, Н.Ф.Радичевым, П.С. Лернером, В.П.Бондарёвым, раскрывается программа развивающей психологической диагностики, охватывающей 6 психологических сфер, характеризующие индивидуальные психологические ресурсы личности, и ориентирование на их диагностику:
-психологическая сфера (психические и поведенческие проявления свойств нервной системы);
-мотивационная сфера (присущие личности склонности, интересы, связанные с выбором профессии);
-характерологическая сфера (черты характера, проявляющиеся в системе ведущих отношений личности к деятельности, другим людям, самому себе, предметному миру);
-эмоционально – волевая сфера (типичные для личности эмоциональные состояния, а также возможности волевой регуляции деятельности);
— интеллектуальная сфера (сформированность интеллектуальных способностей с учётом показателей интеллектуальной продуктивности и показателей своеобразия интеллектуальной деятельности);
-социально – психологическая сфера (коммуникативные качества личности, проявляющиеся в условиях взаимодействия с людьми, социально – профессиональная адаптированность).
Комплект известных методик адаптирован на диагностику только 3 – х психологических сфер, характеризующих индивидуальные психологические ресурсы личности: социально – психологическую, интеллектуальную, мотивационную. Мы приводим их в качестве примера возможной работы в данной направленности. Так как предпрофильную подготовку учащихся сопровождают психологические школы, то мы надеемся, специалист сможет спланировать периодичность диагностики, значимость и необходимость тех или иных тестов в обеспечении необходимого психологического сопровождения учащегося в вопросах самоопределения.
Портфолио – целеустремлённое собрание работ учащегося, его развитие и достижение в одной или более областях учебного плана. Собрание должно включать следующее:
Участие самих учащихся в разработке курса;
Критерии отбора;
Критерии оценки достоинств;
Свидетельство (очевидность) самовосприятия учащегося.
Преподавателю рекомендуется представлять лучшие работы учащегося или лучшие попытки, а также отобранные учащимися образцы работ, связанных с оцениваемыми результатами, и документы, фиксирующие развитие. В качестве документов могут быть представлены наброски, рисунки, промежуточные расчёты и так далее.
Как только портфолио организован, преподаватель может оценить достижения ребёнка. Соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней. Эта оценка должна указать развитие ребёнка по отношению к имеющимся стандартам, которая соотносится с учебным планом преподавателя и соответствующими прогнозами развития. Портфолио, как предполагается, не используется для сравнения детей между собой. Они являются документацией, говорящей о конкретном индивидуальном развитии за определённый отрезок времени. Заключения преподавателя о достижениях ребёнка, его способностях, силах, слабостях и потребностях должны быть основаны на полном диапазоне развития этого ребёнка, основываясь на данных портфолио и знание преподавателем учебного плана и стадий развития.
Использование портфолио с целью оценивания детей обеспечивает преподавателей выстроенной системой планирования родительских собраний. Беря портфолио в качестве основы для разговора, преподаватель и родители могут рассматривать конкретные примеры работы ребёнка более успешно, чем абстрактно обсуждая его развитие.
Соответственная оценка детей должна включать непосредственно самих детей, родителей и преподавателей. Метод портфолио обеспечивает дифференцированный подход к принятию решений, который повлияет на отношение детей к работе и школе в целом. Это освобождает преподавателя от ограничений, связанных со стандартизацией исследований. Наконец, используя портфолио, преподаватель имеет возможность расширить работу в классе и с каждым ребёнком. Кроме того, использование портфолио позволяет сосредоточить своё внимание на ребёнке и развивать межличностные отношения с ним.
Таким образом, портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения. Благодаря ему, ученик может проявить себя, показать свои знания, умения, навыки. Это собрание достижений учащихся, а именно способ для проявления себя в определённой области.
_____________________________________________________________________
1. Пейн С. Дж. Учебное портфолио — новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. – 2000.- № 1. – с.65-67.
2. Теория и практика организации предпрофильной подготовки /Под ред.Т.Г. Новиковой. – М.: АПКиПРО, 2003. – 320 с.
3. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии: практическое руководство учителей и родителей. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 176 с.
4. Подласый И.П. Педагогика.- М.: Просвещение, 1996. – 245 с.