"Технология портфолио" в школах Сургута
Использование новых педагогических технологий при изучении краеведения
Я хочу представить Вам урок, в процессе которого, ученики будут составлять портфолио. В конце урока учениками должен быть создан “Портфолио” по теме “Сургут”.
Изучение родного края, его истории, культурных традиций, современных достижений — процесс, увлекательный для школьников, открывающий большие возможности для реализации творческих проектов, экскурсий, встреч. Но это с одной стороны. С другой, — обычно на уроки краеведческого характера остается минимум учебного времени. Для разрешения этого противоречия в нашем учебном заведении краеведческий материал изучается как в учебное время, так и во внеучебное, в период Летней школы (7-10 дней в июне месяце). В этот период есть возможность погружения в тот или иной предмет и педагоги активно используют данное время для разработки учебных проектов. Хотелось бы привести пример использования технологии “Развитие критического мышления” на занятиях краеведческого характера.
Работая в технологии “Портфолио”, первая страница которого — “Портрет”, ученики решили создать коллективный “портрет” “Мы — сургутяне”. Для этого три группы класса избрали различные темы, которые характеризуют и маленький класс, и большой город.
Первая тема — «Мы — сургутяне».
Вторая тема — «Профессии родителей».
Третья тема — «Национальный состав класса».
Опросы одноклассников, составление диаграммы позволили сделать вывод: наш город многонациональный, наиболее распространенные профессии — нефтяники, энергетики, строители, предприниматели.
Ребята любят свой город и обязательно пойдут на празднование 410-летнего юбилея, однако они не знают, будут ли жить в Сургуте всю жизнь, или уедут в другие, более крупные города. Так же на вопрос “Готовы ли вы бескорыстно, что-либо сделать для Сургута?” только 2 человека ответили положительно, 12 — отрицательно, 4 человека затруднялись дать ответ.
Создавая разделы “Портфолио” (Коллектор и Рабочие материалы), мы использовали технологию “Развитие критического мышления”
I этап работы — ассоциативный ряд или создание кластера по теме “Сургут”. Ассоциативный ряд был сгруппирован, таким образом, чтобы определить направления дальнейшей работы.
II этап — работа с текстом. Учитель, предлагая текст об истории нашего города в XIX веке, говорит, что данный отрывок взят из работы старшеклассниц, которые работают над краеведческой темой “Роль интеллигенции в формировании культурных традиций Сургута”. Восьмиклассникам предлагается познакомиться с текстом при помощи техники “Insert”, когда, читая текст, они отмечают значками
Политические ссыльные XIX века в Сургуте
Общую картину состояния провинциального города Х1Х века можно представить на основании известных исследователям материалов, выделить его некоторые особенности, влиявшие на уровень культурных процессов, протекавших и в городе, и в провинции в целом.
Тип российского провинциального города сложился во второй половине XVIII — первой половине XIX вв. В результате проведения губернской реформы 1775 г., пожалования городам грамоты “ на права и выбора” (1785 г.) сформировалась административно- территориальная структура провинции и иерархии городов.
В источнике 1830 года говорится: “город Сургут имеется при отделении с плана, составленного в 1797 году… Ныне же, новые дома по возможности жителей выстраиваются согласно предположению сего плана, а прежние, до сего поставленные, дома не против плана еще прочные…посему и прямые по прожекте улицы еще не усовершенствовались”. В 50-х гг. ХIХ века в Сургуте имелись каменная церковь и 160 домов (включая казачьи); численность городского населения составляла 1018 человек. В 1867 году Сургут снова стал окружным городом Тобольской губернии, однако за вторую половину столетия его облик почти не изменился. В городе в середине XIX века существовали казачья больница (в ней лечились и те, кто принадлежал к другим сословиям) и школа. Отметим, что школа для обучения детей сургутских служилых открылась еще в 1835 году; на ее содержание отпускалось ежегодно 57 рублей 14 копеек из средств Тобольского городового полка. Отставной хорунжий Тупалев пожертвовал для школы одноэтажный дом, а его сын, окончивший губернскую гимназию, был одним из трех школьных учителей.
В начале XIX века Сургут стал местом политической ссылки. Жители Сургута имели возможность познакомиться с декабристами. Сюда был отправлен “на поселение вечно” в 1826 году поручик Черниговского полка Андрей Иванович Шахирев; затем срок поселения был ему сокращен до 20 лет. Умер он в Сургуте 17 мая 1828 года; 2 года, проведенные им в северном городке (из “положенных” 20-ти), оказались для Шахирева последними.
Шахирев происходил из дворян Санкт-Петербургской губернии и был членом тайного Общества соединенных славян.
Показательно, что другой декабрист — Василий Карлович Тизенгаузен, в прошлом полковник, командир Полтавского пехотного полка, происходивший из дворян Лифляндской губернии, член Южного общества, жил в Сургуте во время описанных событий, но никаких подозрений относительно смерти Шахирева не высказывал. Тизенгаузен до отправки в Сургут отбыл год каторги; на поселение в Сургуте он был направлен в апреле 1828 года, а примерно через год его перевели в Ялуторовск.
С 70-х годов XIX века в Сургуте образовалась небольшая колония ссыльных революционеров-народников, среди которых были супруги А.И. и Е.И. Аверкиевы, С. Агапов, В.Я. Мрачковский, В.Я. Яковлев-Богучарский, С.П. Швецов и другие. Находясь вдали от активной политической жизни, ссыльные вели научную и просветительскую работу.
Сами политические ссыльные оставили немало воспоминаний о Сургуте, описывая обычаи коренных народов Севера — ханты и манси (остяков и вогулов), традиции сургутян. В наш город стали приезжать иностранные журналисты и ученые, также оставившие свои впечатления о небольшом сибирском городке в российских и иностранных изданиях.
Далее идет обсуждение прочитанного текста, где особое внимание уделяется вопросам, спорным мнениям и новой информации.
Новую информацию вносим в кластер. Вопросы, возникшие у учинеков после прочтения текста, становятся заданием для нового поиска. Таким образом, в Схеме 1 мы расширили знания о Сургуте — месте ссылки.
Другой текст (теперь электронный) рассказывает о самом крупном предприятии города “Сургутнефтегаз”. По той же технике “Insert” мы узнали о прославленном предприятии и тоже расширили кластер
III этап — экскурсия в культурно-этнографический центр “Старый Сургут”. Экскурсия дала возможность познакомиться ребятам с бытом коренных народов, побывать в часовне XVв., посмотреть другие выставки. Это дало возможность заполнить новый сектор кластера
IV этап. Учитель вновь возвращает школьников к кластеру и обращает внимание, что есть еще много незаполненных секторов, а значит нас ожидает дальнейшая работа. Разделившись на группы по интересам, школьники работают самостоятельно в библиотеке, и заполняют кластер и представляют свою работу одноклассникам.
V этап. В результате работы группы рассказали и схематично представили заполненные сектора по темам:
1. Улицы Сургута, названные в честь наших земляков.
2. Река Обь — и её роль в жизни города.
3. Транспорт г.Сургута
4. Памятники г.Сургута
5. Сургутский государственный университет
6. Спорт в нашем городе
VI этап. Изучать историю своего города, ХМАО, невозможно без изучения периодической печати и навыков библиографии. Работа велась с журналом “Югра”. Составленная таблица — результат работы групп, которым необходимо было найти и описать краткое содержание статей, рассказывающих о событиях XV-XIX вв. в нашем крае
Таким образом, создавая “Портфолио” по теме “Сургут”, мы прошли стадии: Вызова (создание ассоциативного ряда, социологические опросы по темам:«Мой город», «Профессии родителей», «Национальный состав моего класса»); Осмысления, где происходило получение новой информации путем поиска, работы с текстом, экскурсий. На стадии Рефлексии ученики написали эссе.